Надсон Семен Яковлевич

(1862 — 1887)

Впечатлительный, легко ранимый, весь пронизанный музыкой и жаждой литературной деятельности, Семен Надсон, родившийся в Санкт-Петербурге, будет отдан при этом в военную гимназию, а после ее окончания, в 1879 году, вынужден будет продолжить обучение в Павловском военном училище, а оттуда выпущен подпоручиком в Каспийский полк, стоявший в Кронштадте.

Судьба умеет удивительно смеяться над выбранной судьбой, и, унаследовавший слабые легкие от умершей от чахотки матери, Семен тоже видит признаки болезни у себя, ездит даже лечиться в Тифлис, но потом опять возвращается на военное поприще. Из радостей своей короткой жизни Надсон мог бы отметить важные события в своей такой желанной и заветной для него литературной деятельности — в 1882 году его пригласили в лучший демократический журнал того времени «Отечественные записки», где Надсон дебютировал «Тремя стихотворениями», которые принесли ему известность, после чего и лучшие журналы («Дело», «Устои», «Русская мысль») наперебой печатают его стихотворения.

Лето 1883 года Семен Яковлевич провел в постели в маленькой квартирке в Петербурге, зиму 1883–1884 годов жил в Кронштадте, периодически наезжая в Петербург, половину лета 1884 года прожил в Сиверской на даче в семье принявшего большое участие в его судьбе поэта А.Н. Плещеева, а в 1885 году жил и в Петербурге, и на юге, в Малороссии. В 1886 году он успел еще поработать в газете, писал критические фельетоны по поводу текущей литературы и журналистики, в которых неизменно отстаивал произведения с ярко выраженной социальной направленностью. Литературно-критические работы Надсона вместе с оставшимися в рукописи «Заметками по теории поэзии» составили книгу «Литературные очерки. 1883–1886», вышедшую в 1887 году, уже после его смерти. Из Ялты, где он провел последние дни, его тело доставили в Петербург, где он и похоронен.

То, что у многих занимает десятилетия жизни, у поэта Надсона уместилось в несколько лет, но его творчество было отмечено современниками. Характерной чертой поэзии Надсона была интонация личного, дружеского, приятельского обращения к читателю. Свои взаимоотношения с ним поэт строил на полном доверии. Жизнь Надсона была известна из его же исповедальных и преимущественно автобиографических стихов. Реально-исторический читатель для Надсона был тесно связан с воображаемым читателем-другом.

В его стихах часто выражена идея гражданского долга поэта перед Отечеством и народом, нередки мотивы борьбы и протеста против существующего строя, но при этом борьба для Надсона тесно связана со страданием, и это мятежное, святое, чистое, прекрасное страдание — это и «страдальческий образ Отчизны далекой», и мотив сострадания к ближнему. Его сборник стихотворений, вышедший в 1885 году, принёс Надсону огромный успех, при жизни поэта книга выдержала пять изданий, а до 1917 года её успели переиздать 29 раз, долгие годы молодежь заучивала его стихи наизусть, и хотя времена меняются и кумиры вместе с ними тоже, имя Надсона навсегда вписано в литературную книгу России.

Надсон Семен Яковлевич

Впечатлительный, легко ранимый, весь пронизанный музыкой и жаждой литературной деятельности, Семен Надсон, родившийся в Санкт-Петербурге, будет отдан при этом в военную гимназию, а после ее окончания, в 1879 году, вынужден будет продолжить обучение в Павловском военном училище, а оттуда выпущен подпоручиком в Каспийский полк, стоявший в Кронштадте.

Судьба умеет удивительно смеяться над выбранной судьбой, и, унаследовавший слабые легкие от умершей от чахотки матери, Семен тоже видит признаки болезни у себя, ездит даже лечиться в Тифлис, но потом опять возвращается на военное поприще. Из радостей своей короткой жизни Надсон мог бы отметить важные события в своей такой желанной и заветной для него литературной деятельности — в 1882 году его пригласили в лучший демократический журнал того времени «Отечественные записки», где Надсон дебютировал «Тремя стихотворениями», которые принесли ему известность, после чего и лучшие журналы («Дело», «Устои», «Русская мысль») наперебой печатают его стихотворения.

Лето 1883 года Семен Яковлевич провел в постели в маленькой квартирке в Петербурге, зиму 1883–1884 годов жил в Кронштадте, периодически наезжая в Петербург, половину лета 1884 года прожил в Сиверской на даче в семье принявшего большое участие в его судьбе поэта А.Н. Плещеева, а в 1885 году жил и в Петербурге, и на юге, в Малороссии. В 1886 году он успел еще поработать в газете, писал критические фельетоны по поводу текущей литературы и журналистики, в которых неизменно отстаивал произведения с ярко выраженной социальной направленностью. Литературно-критические работы Надсона вместе с оставшимися в рукописи «Заметками по теории поэзии» составили книгу «Литературные очерки. 1883–1886», вышедшую в 1887 году, уже после его смерти. Из Ялты, где он провел последние дни, его тело доставили в Петербург, где он и похоронен.

То, что у многих занимает десятилетия жизни, у поэта Надсона уместилось в несколько лет, но его творчество было отмечено современниками. Характерной чертой поэзии Надсона была интонация личного, дружеского, приятельского обращения к читателю. Свои взаимоотношения с ним поэт строил на полном доверии. Жизнь Надсона была известна из его же исповедальных и преимущественно автобиографических стихов. Реально-исторический читатель для Надсона был тесно связан с воображаемым читателем-другом.

В его стихах часто выражена идея гражданского долга поэта перед Отечеством и народом, нередки мотивы борьбы и протеста против существующего строя, но при этом борьба для Надсона тесно связана со страданием, и это мятежное, святое, чистое, прекрасное страдание — это и «страдальческий образ Отчизны далекой», и мотив сострадания к ближнему. Его сборник стихотворений, вышедший в 1885 году, принёс Надсону огромный успех, при жизни поэта книга выдержала пять изданий, а до 1917 года её успели переиздать 29 раз, долгие годы молодежь заучивала его стихи наизусть, и хотя времена меняются и кумиры вместе с ними тоже, имя Надсона навсегда вписано в литературную книгу России.


Стихи О Владикавказе

О каких местах писал поэт

В горах

К тебе, Кавказ, к твоим сединам,
К твоим суровым крутизнам,
К твоим ущельям и долинам,
К твоим потокам и рекам,
Из края льдов — на юг желанный,
В тепло и свет — из мглы сырой
Я, как к земле обетованной,
Спешил усталый и больной.

Я слышал шум волны нагорной,
Я плачу Терека внимал,
Дарьял, нахмуренный и черный,
Я жадным взором измерял,
И сквозь глухие завыванья
Грозы — волшебницы седой —
Звенел мне, полный обаянья,
Тамары голос молодой.

Я забывался: предо мною
Сливалась с истиной мечта...
Давила мысль мою собою
Твоя немая красота...
Горели очи, кровь стучала
В виски, а бурной ночи мгла
И угрожала, и ласкала,
И опьяняла, и звала...

Как будто с тройкой вперегонку
Дух гор невидимо летел
И то, отстав, смеялся звонко,
То песню ласковую пел...
А там, где диадемой снежной
Казбек задумчивый сиял,
С рукой подъятой ангел нежный,
Казалось, в сумраке стоял...

И что же? Чудо возрожденья
Свершилось с чуткою душой,
И гений грез и вдохновенья
Склонился тихо надо мной.
Но не тоской, не злобой жгучей,
Как прежде, песнь его полна,
А жизнью, вольной и могучей,
Как ты, Кавказ, кипит она...

Ноябрь 1879